Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии

Камбоджа - все там будем! Отдых и жизнь в Камбодже.
Новости, события, информация, общение.

 Забыли пароль?
 

ГЛАВА IX. «КРАСНЫЕ КХМЕРЫ» У ВЛАСТИ (1975-1979 гг.)

22-7-2012 23:18| Разместил: admin| Просмотров: 29122| Комментарии: 0

1. Демократическая Кампучия: политическое оформление режима и борьба за власть (1975-1976 гг.)

Безоговорочная и полная капитуляция лонноловской армии и вступление войск «красных кхмеров» в Пномпень и другие кхмерские города обозначили момент окончания многолетней гражданской войны, в ходе которой Камбоджа была обращена в руины. Салотх Сар и его соратники одержали победу и взяли под свой контроль всю страну. Теперь перед ними открылась возможность реализовать свои самые смелые планы ее переустройства. Дезинтеграция всего кхмерского общества и послевоенная разруха в данном случае только облегчали проведение в жизнь самых сумасбродных и полуфантастических замыслов.

Дело в том, что после восьми лет гражданской войны и ковровых бомбардировок американской авиации в Камбодже сложилась уникальная ситуация, когда в стране не осталось ни одной устойчивой социальной группы, никаких организованных сил, способных хоть как-то влиять на политику победителей. Зажиточных крестьян и середняков, составлявших раньше многочисленные социальные группы, уже не было вообще. Они либо бежали в город, прекратив всякую хозяйственную деятельность, либо, потеряв свое имущество, лишившись всех прав на земельный надел, превратились в рядовых членов «групп солидарности за увеличение продукции», которые, как уже говорилось, с мая 1973 г. активно насаждались на территории освобожденных районов.

Традиционно влиятельные торговцы и ростовщики также утратили немалую часть собственности и имущества. Зона их деятельности постоянно сужалась, так что к концу войны представители этих социальных групп либо покинули страну, либо переместились в города, остававшиеся под контролем режима Лон Нола. Средние городские слои, а также городская интеллигенция оказались в стане врагов революции и их жизнь и судьба зависели от воли победителей.

Традиционный правящий слой страны, высшие страты чиновничества и офицерства, собственно и составлявшие верхушку лонноловского режима, потерпели сокрушительное военное поражение. Они либо бежали из Камбоджи, либо сдавались в плен и безжалостно преследовались победителями. Известно, что практически все оставшиеся в стране когда-то влиятельные политики — представители руководства пномпеньского режима были расстреляны в первые дни после «освобождения».

Многолетняя жестокая война, как мы видим, сильно изменила социальную структуру кхмерского общества, — были разорваны устойчивые связи и отношения, возник социальный хаос, в людях появилось невиданное прежде взаимное ожесточение. Общество было раздроблено и превратилось в некое подобие аморфного вещества, способного принять любую форму, какую выберет «брат номер один». А у него, ставшего новым хозяином страны, были большие планы радикального переустройства Камбоджи.

При анализе действий Салотх Сара и его сторонников в первые недели после взятия Пномпеня возникает впечатление, что они пребывали в состоянии одновременно и неуверенности и эйфории: с одной стороны, они страшно опасались происков врагов и в любой момент ожидали провокаций, а с другой — старались убедить себя и свою аудиторию в величии победы, делали заявления о ее всемирном значении, о том, что это они благодаря своему умению, «жертвенности и силе сокрушили самую крупную и самую губительную империалистическую державу»1.

Известно, что Салотх Сар находился за городом и оттуда руководил операцией изгнания из Пномпеня миллионов людей. Он прибыл в столицу только 23 апреля 1975 г.2 Вероятно, действуя так, он в самом деле боялся, что в многомиллионном городе возникнут беспорядки, могут быть заложены мины, оставаться диверсанты, или город подвергнется американской бомбежке. Только после очищения Пномпеня от жителей, когда последние колонны несчастных горожан под дулами автоматов покидали его улицы, он въехал в поверженную столицу. Сделано это было тайно, — мало кто знал, что Салотх Сар расположил свой штаб неподалеку от железнодорожного вокзала и окружил его по периметру двойным кольцом обороны, из наиболее надежных и преданных ему подразделений3, которые состояли в основном из горнов, привлеченных им в ряды «красных кхмеров» во время своего пребывания в Ратанакири в 1968-1970 гг.

Решение о том, чтобы расположить свою первую ставку в поверженном городе близ железнодорожного вокзала, имело явно символическое значение: шаг, демонстрирующий огромный путь, пройденный им после подпольного партийного съезда 1960 г., состоявшегося примерно на том же месте. Однако надолго оставаться там он не захотел, по свидетельству очевидцев, «в страхе перед покушением Салотх Сар без предупреждений менял место своего расположения в Пномпене каждые два-три дня»4. Он не доверял «новым людям» (так стали называть жителей городов, освобожденных после 17 апреля 1975 г.), иностранцам, все более не доверял и своим ближайшим соратникам и друзьям, опасался военных провокаций со стороны объединяющегося Вьетнама, где в это время коммунистов отделял лишь шаг от окончательной победы. Он опасался Таиланда и американского империализма, который, по его убеждению, был повержен именно кхмерскими революционерами. В силу всех этих обстоятельств, он, несмотря на одержанную победу, по-прежнему оставался в тени, а весь партийный аппарат — действовал в условиях строгой конспирации. Салотх Сар и другие партийные руководители продолжали работать инкогнито, сложная система маскировки скрывала истинное распределение ролей в руководстве, сохранялись все подпольные клички и имена, проводились тайные заседания и принимались обезличенные документы за подписью «Партийный центр» или «Центр 870».

То, что Салотх Сар находился в то время в состоянии полной неуверенности, иллюстрирует инцидент с американским судном «Майагез», захваченным в территориальных водах Камбоджи в начале мая 1975 г. Сначала представители кхмерского руководства категорически отказались отпустить захваченных американских моряков, всячески демонстрируя уверенность в своих силах. Но после того как американцы прибегли к силовому нажиму, разбомбив камбоджийские катера, окружившие «Майагез», и заодно порт Кампонгсаом, — Партийный центр безо всяких условий приказал вернуть всех задержанных моряков5.

В то же время победа 17 апреля утвердила Салотх Сара в мысли о том, что успех его основан на выработанной им «правильной революционной линии»6. Под этими словами он подразумевал курс на отказ от всяких компромиссов с врагами, ставку на безжалостность, на абсолютную власть, обеспечивающую существование тоталитарной системы и бестоварной экономики. Хун Сен, который позже станет главным действующим лицом постполпотовской Камбоджи, а тогда был командиром одного из региональных подразделений армии «красных кхмеров», отмечал, что Салотх Сар «под социализмом понимал только уничтожение любых отношений обмена, частной собственности и введение собственности коллективной»7.

Именно к решению этих ключевых вопросов Пол Пот решил приступить сразу же после победы. Первым шагом в этом стало «очищение городов» и выселение всех их жителей в сельскую местность. Замысел этого мероприятия обсуждался «красными кхмерами» задолго до апреля 1975 г. (как уже говорилось, такой вопрос стоял в повестке дня на заседании ЦК ККП летом 1971 г., но он тогда не получил одобрения). В феврале 1975 г. на закрытом заседании второго национального конгресса НЕФК8 он был рассмотрен вновь и на сей раз одобрен. Более того, за исключением протестов терявшего власть Ху Юна, решение о выселении людей из Пномпеня практически не вызвало никакой оппозиции среди руководства «красных кхмеров»9 — возможно, потому, что, по заверению Салотх Сара, эта акция рассматривалась как временная и вынужденная мера, поскольку после освобождения города американцы якобы не преминут его полностью разбомбить и могут быть огромные жертвы10.

Кроме того, Салотх Сар при обсуждении плана выселения людей из Пномпеня оперировал несколькими вполне понятными и разделяемыми большинством ЦК Компартии доводами. Он утверждал: «Эвакуация городов — это один из важнейших факторов в сохранении плодов нашей победы. ... Необходимо нейтрализовать имеющуюся в городе политическую и военную оппозицию. Если мы оставим людей в городе, то, несмотря на нашу победу, враги быстро поднимут голову и будут действовать против нас. В случае выселения их в сельскую местность, во вновь организованных кооперативах они попадут под наш контроль и инициатива окажется в наших руках»11. Другой довод его сторонников состоял в том, ч то победившие «красные кхмеры» просто не в состоянии прокормить такое количество людей, которое жило в Пномпене. Поэтому тезис о том, что «необходимо каждого заставить продуктивно работать», а для этого нужно переместить людей из города в деревню, в той ситуации выглядел вполне убедительным. К тому же, если учесть антигородской синдром, присущий практически всему коммунистическому руководству Камбоджи, уверенность его в том, что Пномпень ничего полезного не производит, а лишь выкачивает из всей страны жизненные соки для содержания непродуктивной верхушки, то становится очевидным, что долго уговаривать «умеренных» членов ЦК не пришлось. При внимательном анализе доводов, которые выдвигали Салотх Сар и радикалы, не оставляет ощущение, что главная фундаментальная причина ликвидации городов и выселения горожан в деревню названа на этом Конгрессе так и не была. Но несомненно, что о ней было известно тем, кто определял судьбу камбоджийских городов. Дело в том, что бестоварная модель, построить которую хотели «красные кхмеры», не оставляла «городам-рынкам» никакого места в будущей Камбодже. Города и горожане не вписывались в конструируемые по этой модели социально-политические структуры, и поэтому они должны были исчезнуть. Они и исчезали. В этой связи демонстративный поджог ряда пномпеньских рынков, сжигание денег, подрыв и последующее разрушение здания Национального банка Камбоджи могут восприниматься лишь как некое ритуальное действие. «Красные кхмеры» как бы стремились показать решимость уничтожить до конца все символы старой системы, продемонстрировать полный разрыв новой Камбоджи с прошлым.

25-27 апреля 1975 г. в опустевшем Пномпене был проведен Чрезвычайный Национальный конгресс, который как бы официально закреплял и узаконивал победу коммунистов. На нем было объявлено, что они собираются построить в Камбодже «национальное сообщество согласия, которое будет основано на равенстве и демократии, отсутствии эксплуататоров и эксплуатируемых, богатых и бедных, где все будут трудиться»12. Кроме этой расплывчатой формулировки, весьма далекой от их реальных планов, ничего более конкретного о будущем устройстве страны сказано не было. Да в этом и не было особой необходимости, поскольку это будущее обсуждалось не на Национальном конгрессе, а на расширенном совещании партийного актива, в котором принимали участие «партийные секретари всех зон и районов страны, а также представители от частей вооруженных сил»13. К этому заседанию Салотх Сар пришел как неоспоримый лидер победившей партии. Он мог с полным правом сказать, что практически все принятые им ключевые решения, носившие бескомпромиссный характер — переход к вооруженной борьбе с Сиануком в 1967 г. и отказ от создания совместного с вьетнамцами командования освободительными силами в 1970 г., его неуступчивость в отношении мирных договоренностей с Лон Нолом в 1973 г. и приказ о решающем наступлении на Пномпень в 1975 г., — были правильными и обеспечили конечный успех. Под его руководством удалось сформировать боеспособную партию и армию, объединить беднейших крестьян, привлечь их на сторону коммунистов, организовать собственную административную структуру, заложить основы новой экономической модели ... Именно после 17 апреля 1975 г. Салотх Сар превратился, по словам Д. Пайка, в «харизматического лидера кровавой, но успешной крестьянской революции, которая получила реальную народную поддержку»14. «Брат номер один» превратился теперь для тысяч молодых крестьян, побег дивших в этой войне под его руководством, в нового преах аы (верховного повелителя, наделенного божественной силой. — Д. М .), харизматического лидера, от которого исходит энергия успеха.

Совершенно по-иному относилась к нему верхушка партии, в которой ветераны, люди, давно работавшие с ним, прекрасно знали его слабости и колебания. Для них он оставался все тем же Салотх Саром, но никак не всезнающим властелином неизменно победоносной организации. Эти люди хотя и воздавали ему хвалу, как правило, были неспособны ни убедить его в своей преданности, ни проникнуться культом его личности, который стал насаждаться в Компартии. А это был совершенно особый культ: сам Салотх Сар оставался в тени, его имя не афишировалось. Говорили о победах и выдающихся способностях партийного центра или руководства организации, что и подразумевало как раз Салотх Сара.

Насаждение культа вождя началось сразу же после захвата «красными кхмерами» власти и особенно проявилось на расширенном совещании партийного актива, проведенном в знаменательный для Салотх Сара день — 20 мая 1975 г. (в 1973 г. он в этот день добился принятия партией решения о переходе к радикальной коллективизации). Это совещание состоялось в опустевшем Пномпене и по масштабу и важности принятых на нем решений его вполне можно приравнять к партийному съезду. Это был смотр, собравший всю верхушку и весь руководящий состав партии. С ключевыми докладами, посвященными будущему переустройству страны, выступили ее первые руководители. Теперь Салотх Сар особо и нее скрывал своих планов. В своем докладе он определил следующие основные направления в политике Компартии в послевоенный период: эвакуировать людей из всех городов; уничтожить все рынки; уничтожить деньги лонноловского режима и воздерживаться от использования уже напечатанных «революционных денег»; ликвидировать монашество, а самих буддийских монахов заставить работать — выращивать рис; ликвидировать всех функционеров лонноловского режима, начиная с высокопоставленных; организовать кооперативы высшего типа по всей стране, предусмотрев в них общие кухни; изгнать из страны все вьетнамское население; расположить войска вдоль границ, особенно вдоль границы с Вьетнамом15. В выступлении Нуон Чеа — «второго» человека в партийной иерархии — тезисы, высказанные Салотх Саром, получили свое объяснение. Нуон Чеа заявил, например: «Если не уничтожить рынки и деньги, то не уничтожить и частную собственность. Там, где деньги и рынки, там всегда есть и люди, у которых много денег и собственности. Мы же должны уничтожить частную собственность, она не будет существовать»16. В отношении курса экономического развития Нуон Чеа заявил, что «строительство социализма в Камбодже будет опираться на развитие сельскохозяйственного и промышленного производства. Сельское хозяйство будет модернизовано в течение 10-15 лет путем развития ирригации и строительства каналов по всей стране, причем начало этому будет положено уже в 1976 г.»17. Второй человек в партии и «личный друг Ле Зуана» заявил также в своем докладе, что «мы не можем допустить в нашей стране существования вьетнамского меньшинства»18.

Судя по воспоминаниям оставшихся в живых участников этого собрания, почти каждый из членов партийного руководства должен был выступить на нем со славословием в адрес «правильной стратегии партийного центра» и продемонстрировать тем самым лояльность вождю. Единственным «бунтовщиком» якобы оказался Ху Юн, который вышел к трибуне и заявил, что относится отрицательно к решению создать кооперативы высшего уровня с тотальным обобществлением, с коммунальными кухнями, с неограниченным рабочим днем, поскольку в стране нет условий для проведения такой политики. С этим выступлением Ху Юна, как и с его судьбой в этот период времени, много неясностей, так как другие участники совещания, опрошенные Беном Кьернаном, не подтверждают не только выступления, но даже самого факта присутствия Ху Юна на этом «съезде победителей»19. Скорее всего, если он еще и не был убит по приказу «брата номер один», то уже под надежной охраной перевоспитывался в деревне. Расширенное совещание партийного актива завершилось тем, что основные тезисы, изложенные в выступлении Салотх Сара, превратились в программу, обязательную к выполнению всеми организациями партии. После этого «брат номер один» приступил к формированию новой системы международных связей Камбоджи. Делать это ему приходилось в условиях, когда после взятия Сайгона вьетнамскими коммунистами ситуация в регионе изменилась самым коренным образом. Северовьетнамские деятели успешно выполнили один из главных заветов Хо Ши Мина — объединили Вьетнам под властью Ханоя и вплотную подошли к реализации еще одного пункта его знаменитого завещания — образования федерации социалистических государств Индокитая с главенствующей ролью Вьетнама. Но тут неожиданно выяснилось, что в отличие от Кейсона Фомвихана — лаосского лидера, согласного на такую роль Вьетнама в регионе, прибывшие 12 июня 1975 г. в Ханой Салотх Сар и Нуон Чеа категорически отказались от каких-либо форм «особых отношений» с Вьетнамом и не согласились подписывать договор о дружбе и сотрудничестве. Они потребовали официального признания Вьетнамом существующих границ Камбоджи. Вьетнамцы якобы отказались обсуждать этот вопрос20, и в результате вместо «съезда победителей», совместно отмечающих общую победу и утверждающих планы развития взаимных связей на будущее, визит кхмерских лидеров в Ханой приобрел во многом протокольный характер. Общая атмосфера переговоров была омрачена также тем, что как раз перед этим произошли бои между кхмерскими и вьетнамскими силами за остров Фукуок и остров Пуло Вай. Высадку своих войск на вьетнамский остров Фукуок Салотх Сар объяснил незнанием командирами линии прохождения границы21. Вьетнамцы в свою очередь пообещали очистить занятый ими остров Пуло Вай и передать его кхмерам. Однако в ходе переговоров никакого решения по пограничным вопросам достигнуто не было, что также подстегнуло ухудшение отношений.

Ужасно!

Плохо

Так себе ...

Хорошо

Отлично!

Последние комментарии

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАМБОДЖИ В ЭПОХУ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОТЕКТОРАТА (1863-1945 гг.)
     1. От подписания договора о протекторате Франции до окончания Первой мировой войны (1863-1919 гг.)
     2. Политическая борьба в 1919- 1945 гг.

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАМБОДЖИ В 1863-1945 гг.
     1. Реформы 1877 и 1884 гг. и становление новой экономической модели в Камбодже
     2. Ростовщический капитал и его роль в формировании натурально-товарного типа хозяйства Камбоджи

ГЛАВА III. БОРЬБА ЗА НАЦИОНАЛЬНУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ СТРАНЫ И ОБОСТРЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ (1945-1953 гг.)
     1. Противостояние короля и его политических оппонентов по поводу путей достижения независимости
     2. Борьба кхмерских коммунистов за власть и независимость страны
     3. Некоторые аспекты экономического положения в стране

ГЛАВА IV. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАМБОДЖИ (1953-1970 гг.)
     1. Стремление Нородома Сианука к установлению режима единоличной власти
     2. Политика балансирования между правыми и левыми силами и ее печальный финал
     3. Последние попытки Сианука удержать власть

ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАМБОДЖИ В 1953-1970 гг.
     1. Экономическая политика с середины 50-х по середину 60-х годов
     2. Проблемы аграрной политики: социальная дифференциация и обнищание кхмерской деревни
     3. Факторы углубления экономического кризиса: провал кооперации и разгул коррупции

ГЛАВА VI. КХМЕРСКИЕ КОММУНИСТЫ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ СИАНУКА 1953-1970 гг.
     1. Партия «Прачеачун» и ее борьба
     2. Нелегальная НРПК, Салотх Сар и его путь к власти
     3. Идеологический фундамент кхмерской революции
     4. Восстание в Самлауте и начало вооруженной борьбы

ГЛАВА VII. ПЕРЕВОРОТ ЛОН НОЛА И КРАХ НАТУРАЛЬНО-ТОВАРНОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВА (1970-1975 гг.)
     1. Политическая ситуация и ход военных действий в стране в период после 18 марта 1970 г.
     2. Программы развития кхмерской деревни Лон Нола и причины их крушения

ГЛАВА VIII. КХМЕРСКИЕ КОММУНИСТЫ И ИХ БОРЬБА ПРОТИВ РЕЖИМА ЛОН НОЛА
     1. Образование Национального единого фронта Камбоджи и его деятельность в 1970-1972 гг.
     2. Превращение кхмерских коммунистов в сильнейшую политическую силу в стране
     3. Новое административное устройство и аграрные преобразования в освобожденных районах в 1973-1975 гг.
     4. Внутрипартийная борьба на завершающем этапе гражданской войны

ГЛАВА IX. «КРАСНЫЕ КХМЕРЫ» У ВЛАСТИ (1975-1979 гг.)
     1. Демократическая Кампучия: политическое оформление режима и борьба за власть (1975-1976 гг.)
     2. Изгнание людей из городов и аграрные преобразования
     3. Кхмерская деревня на пороге новых испытаний. Подготовка четырехлетнего плана развития аграрной экономики
     4. Основные цели и направления четырехлетнего плана
     5. «Большой скачок» в коммунизм и его последствия
     6. Формирование внутренней оппозиции и начало сопротивления режиму «красных кхмеров» (1977-1978 гг.)
     7. Противостояние с Вьетнамом и крах режима

ГЛАВА X. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ЭПОХУ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КАМПУЧИЯ (1979- 1991 гг.)
     1. Формирование партийных и государственных структур НРК
     2. Борьба группировок в НРПК: причины и результаты
     3. Консолидация власти в руках Хун Сена и Чеа Сима и изменение политического и социально-экономического курса НРПК

ГЛАВА XI. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЭПОХУ НРК (1979-1991 гг.)
     1. Экономическая политика и формы организации экономики НРК в начале 80-х годов.
     2. Переход кхмерского села на рельсы рыночной экономики
     3. Переход к рыночной экономике во всех сферах экономической жизни

ГЛАВА XII. ПРОДОЛЖЕНИЕ БОРЬБЫ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОЛ ПОТА, СИАНУКА И СОН САННА И ИХ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НРК В 1979-1987 гг.
     1. Формирование коалиционного правительства кхмерской оппозиции
     2. Особенности формирования армии НРК. Боевые действия в стране в 1979-1987 гг.

ГЛАВА XIII. ПРОЦЕСС МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА В КАМБОДЖЕ
     1. Начало мирного диалога камбоджийских сторон
     2. Парижская мирная конференция и начало миротворческой операции ООН

ГЛАВА XIV КАМБОДЖА В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ XX ВЕКА
     1. Принятие конституции и оформление государственной власти
     2. Раскол и распад «красных кхмеров»
     3. Политическая борьба в Камбодже в 1994-1998 гг.
     4. Подоплека июльских событий 1997 г.
     5. Выборы 1998 г. и положение в Камбодже на рубеже веков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Mobile|Камбоджа - все там будем! Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

GMT+7, 24-2-2020 00:31

Powered by Discuz! X2

© 2001-2016 Comsenz Inc.

Вернуться к началу